Сайт ветеранской организации
ФГКУ "Специальное управление ФПС №88 МЧС России"
"НАСЛЕДИЕ"

Меню сайта
Полезные ссылки
С днем Победы!
История Специальной пожарной охраны

История создания специальных подразделений Государственной противопожарной службы неразрывно связана с разработкой и созданием ядерного оружия в нашей стране. По мере реализации атомного проекта, когда он стал приобретать практические формы, и для скорейшего его завершения руководство страны приняло решение о создании специальных структур в различных министерствах и ведомствах.

 В октябре 1947 года в составе Главного управления пожарной охраны МВД СССР был образован специальный отдел для организации и руководства подразделениями по охране от пожаров особо важных и режимных предприятий.

Под охрану отдела были переданы предприятия, научно-исследовательские учреждения, закрытые города и поселки, которые создавали ракетно-ядерное оружие. С первых дней отдел приступил к формированию специальных пожарных подразделений, развернул работу по подбору кадров, организовал материально-техническое обеспечение вновь создаваемых подразделений.

В начале 60-х годов руководством страны был взят курс на качественное перевооружение армии. В связи с этим под охрану специальных подразделений пожарной охраны передавались объекты атомного судостроения, ракетно-космической и авиационной промышленности, промышленности боеприпасов и спецхимии, вооружений, электроники, средств связи и радио.

Пожарная опасность многих технологических процессов по производству новых образцов военной техники и вооружений была не изучена. Сведения о пожарной опасности производств, материалов, приборов и оборудования были очень скудными. Нормативная база на охраняемых объектах практически отсутствовала, приходилось компенсировать ее жестким контролем противопожарного режима.

Первостепенное значение в этот период придавалось организации службы в подразделениях. Необходимо было в тесном взаимодействии со специалистами профильных научных учреждений, министерств и ведомств разработать основные принципы организации пожаротушения с учетом специфики производств, найти принципиально новые средства тушения пожаров и способы подачи огнетушащих веществ, повысить уровень подготовки личного состава.

В 1977 году в системе специальной пожарной охраны организуется новое направление – войсковые подразделения, созданные для обеспечения пожарной безопасности специальных объектов высших органов государственной власти.

Первые специальные подразделения пожарной охраны были первопроходцами, как в области пожаротушения, так и в области профилактики пожаров. На их опыте создавались инструкции и правила, нормативная база по тактике тушения пожаров и ведению профилактической работы, организации деятельности подразделений. Вся служебная деятельность подразделений была направлена на выполнение главной задачи, поставленной руководством страны, – не допустить пожаров и других чрезвычайных ситуаций на особо важных предприятиях, а, следовательно, не сорвать сроки введения в действие новых производств, направленных на укрепление обороноспособности и суверенитета государства.

Применение новых технологий, веществ и материалов таило в себе опасность и коварство. Случались и аварии, их развитие было разное, но всегда сотрудники специальных подразделений пожарной охраны прибывали в числе первых и принимали самое активное и решающее участие в их ликвидации.

Серьезный опыт ликвидации аварий на радиационно-опасных производствах специальные подразделения приобрели уже в 1957 году, когда произошла авария на производственном объединении «Маяк». Знания, полученные в тот период, легли в основу многих нормативных документов и методических рекомендаций.

И когда произошла Чернобыльская трагедия, сотрудники специальных подразделений уже не понаслышке знали, какую опасность для здоровья и жизни несет радиация. Тем не менее, многие добровольцами направились на ликвидацию последствий аварии на АЭС, считая, что их опыт может пригодиться. Их вклад в ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы трудно переоценить.

Были еще серьезные аварии в Северске (Томск-7), в Усть-Каменогорске, в Новочебоксарске и другие. И всегда сотрудники специальных подразделений с честью выполняли сложнейшие задачи по предотвращению и ликвидации их последствий.

Серьезную проверку на прочность специальная пожарная охрана прошла в переходный период 1991-1992 годов, когда значительная часть специальных подразделений, охраняющих объекты, дислоцировавшиеся на территориях Грузинской, Казахской, Таджикской, Украинской, Узбекской, Эстонской союзных республик, была передана в ведение МВД новых государств. Одновременно большинство предприятий, находящихся на территории Российской Федерации, стали испытывать серьезные затруднения в финансировании, что негативным образом сказалось на уровне их пожарной безопасности и, как следствие, на деятельности специальных подразделений пожарной охраны. Во многом благодаря опыту и настойчивости В.М.Соколова, возглавлявшего в тот период специальную пожарную охрану, системе удалось сохранить свою целостность.

Отдельная историческая веха пришлась на годы руководства специальными подразделениями В.Т.Кишкурно с 1992 по 2002 годы. Это время становления новой России, а значит, время, требующее адаптации к новым условиям. Под его руководством система не только не утратила боеспособности, но и доказала необходимость своего существования. Примером этому служит ряд успешно ликвидированных специальными подразделениями крупных пожаров и аварий. К ним относится авария на Сибирском химическом комбинате в 1993 году, где в результате разрушения технологического аппарата по подготовке уранового раствора произошел взрыв и, как следствие – пожар; это и пожар на испытательном стенде тяжелых ракетных двигателей, когда из-за грубого нарушения регламентных работ произошел розлив более 10 тонн жидкого кислорода, являющегося одним из компонентов ракетного топлива.

Благодаря личному авторитету В.Т.Кишкурно, удалось решить много вопросов по материально-техническому обеспечению специальных подразделений, улучшению социально-бытовых условий сотрудников и их семей. Глубоко понимая проблемы обеспечения пожарной безопасностью оборонных отраслей промышленности, он делал все, чтобы привлечь к их решению самые высокие правительственные инстанции. В результате этой работы правительством был принят ряд постановлений и других нормативных актов, реализация которых позволила решить остро стоящие перед специальной пожарной охраной проблемы.

XXI столетие – век поиска новых источников энергии, время создания небывалых технологий и научных открытий. За всем этим, к сожалению, стоит опасность возникновения различных техногенных аварий и пожаров, способных привести к беде, и тогда настает время действия профессионалов. Время скоротечно. Оно требует от каждого самоотверженно выполнить то, чему долгие годы учились и служили предыдущие поколения огнеборцев.

Несомненная заслуга в становлении и развитии специальной пожарной охраны принадлежит её руководителям: А.Н. Смурову (1947-1950 гг.), М.И. Земскому (1950-1955 гг.), А.И. Чамбаеву (1955-1957 гг.), И.К. Литаинову (1957-1959 гг.), В.А. Голованову (1960-1966 гг.), Н.С. Герасимову (1966-1971 гг.), Н.А. Аксёнову (1971-1975 гг.), Д.И. Юрченко (1975-1976 гг.), В.М. Соколову (1976-1992 гг.), В.Т. Кишкурно (1992-2002 гг.), А.Н. Аксёнову (2002-2003 гг.), М.М. Верзилину  (2004-2011 гг.), М.В. Владимирову (2011-2014 гг.), В.В. Розанову (2014-2018 гг.), М.В. Максименко (2018-2019 гг.).

Так же находясь на руководящих должностях практически на всех этапах создания и функционирования специальной пожарной охраны большой вклад в её развитие внёс Борзов Борис Анатольевич. В дальнейшем, являясь Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору, он курировал вопросы по её развитию и стабильному функционированию.

В конце 2019 года произошла реорганизация Департамента готовности сил и специальной пожарной охраны  МЧС России и образовано Специальное управление Главного управления пожарной охраны МЧС России, начальником управления назначен генерал-майор внутренней службы Дежкин Владимир Олегович.

Специальная пожарная охрана в настоящее время является ведущим подразделением федеральной противопожарной службы МЧС России, осуществляющей надежную противопожарную защиту особо важных государственных объектов.